Недавно в Центральном доме литераторов состоялся вечер замечательного поэта Татьяны Аксёновой (Богдановой) - это одновременно были и презентация новой книги стихов, и юбилей.
Что интересно, пять лет назад мы все уже собирались в этом замечательном зале, отмечая день рождения Татьяны. И тогда публике была представлена выставка Татьяниных портретов, сделанных мной в течение нескольких фотосессий на протяжении нескольких лет.
Посмотреть портреты и почитать об этом событии можно здесь:
В течение вечера выступало много и коллег- литераторов, и друзей. Мне так же было предоставлено слово. Было приятно и лестно услышать, как меня представил ведущий вечера, поэт Александр Карпенко. Он и его супруга художник Елена Краснощёкова также были гостями моей фотостудии. Вы можете послушать небольшой отрывок – в этот момент я говорю, что кроме того, что Татьяна талантливый поэт, чьё творчество мне нравится, она ещё и очень артистична. Я люблю слушать, как она читает свои стихи, - через это также проявляется творческое богатство её натуры. И именно этот артистизм, эта эмоциональность, делает Таню прекрасной моделью, - пластичной, готовой к перевоплощению и сотворчеству со мною, как фотографом. Очень надеюсь, что наше содружество продолжится и мы ещё сделаем с Татьяной немало фотосессий и выставок.
Предлагаю также посмотреть несколько кадров из фоторепортажа, сделанного мною в эти вечер:
В Хамовническом центре московского долголетия, 1-й Вражский переулок дом 4, только что открылась выставка моих фотографий «Детство крупным планом», посвященная дню защиты детей.
Работ представлено совсем немного, причём в необычном формате – все кадры сформированы в виде диптихов, перекликающихся либо стилистически, либо колористически, либо по применённой методике съёмки.
В основном это фотографии, сделанные мною в студии в разных техниках. Представлены работы, снятые разными объективами, в том числе моноклем и лензбэби, в классической световой схеме и в смешанном свете, а также моей любимой световой кистью.
Детский фотопортрет по своей сути – это попытка уловить уникальность каждого ребенка, его индивидуальность и особенности. Начиная от мимики и выразительности глаз, заканчивая неповторимыми жестами и движениями, и каждое детское фото - отражение его характера и души.
Надеюсь, удалось мне это уловить и запечатлеть.
Мне всегда интересно снимать театр. Одновременно выступаешь в двух ипостасях – и как зритель, и как фотограф. Но есть определённые особенности, которые осложняют такую съёмку. Во-первых, - почти невозможно перемещаться по залу, выбирая наилучший ракурс. Во-вторых, звуки камеры отвлекают других зрителей. То-есть всё равно не чувствуешь себя абсолютно свободно, - когда ориентируешься только на хороший кадр. И, всё же, существует одна разновидность съёмки в театре, которую я очень люблю и которая свободна от этих ограничений. Я имею ввиду съёмку на генеральном прогоне перед премьерой. Актёры уже в костюмах, они играют пьесу от начала до конца, и при этом не скованны волнением перед зрительным залом. Фотограф здесь – желанен и любим, от него ждут хороших, интересных, запоминающихся кадров, – для публикаций и афиш. Можно плавно двигаться, совмещая на одной линии разные планы, делая серии кадров, чтобы потом выбрать наиболее эмоциональные и при этом, оставаясь зрителем, - наслаждаться игрой. Сегодня я хочу вам показать съемку спектакля театра «Априори», в зале посольства Армении, любезно предоставленном руководителем Культурного центра при Посольстве Армении в России Владимиром Габбе. Снимала я её как раз на генеральной репетиции.
Режиссёр-постановщик - Александр Смирнов.
Играют американскую классику – Теннесси Уильямс, «Стеклянный зверинец».
Почему после одной съёмки с трудом удаётся отобрать необходимое количество портретов, а после другой понимаешь, что их число выходит за все мыслимые рамки, и один лучше другого? Дело в какой-то идеальной внешности портретируемого? Соразмерности черт? Да, конечно, если лицо и фигура, то, что называется, «правильные» - снимать проще. И высок процент выхода качественных картинок, которые можно потом показывать с чистой совестью. Но это лишь один из аспектов, причём не самый главный.
Но, порою, в мою студию приходят такие модели (не профессиональные, замечу!), - которые каждым своим движением, каждой позой, поворотом головы, жестом рук, рождают чувство гармонии и сообразности. С которыми возникает незримый контакт, сотворчество, окрыляющее и дающее вдохновение. Всё происходит как будто бы само собою, - смотришь в видоискатель и понимаешь – вот, сложилось – снимай, не упусти! Почувствовав, что модель обладает этой природной, естественной пластикой, что нет необходимости в контроле, сосредотачиваешься на идеях. На геометрии кадра, на ракурсах, на аксессуарах, на цвете и перспективе. Улетаешь в мир собственных фантазий.
Посмотрите, какой фейерверк, какой радужный фонтан, - и это всё создано за четыре часа съёмки! Учитывая, что у Оли (так зовут модель) это – первая в жизни фотосессия.
Про кинофильмы с хорошей операторской работой, зачастую, можно услышать: «Хочется остановить кадр и внимательно рассматривать, как фотографии». А вот у меня, во время портретной съёмки, когда ко мне пришла влюблённая пара, вдруг возникло смутное ощущение – «Это же фильм…Точно! Вижу картинку!». Эротическая кинолента «Девять с половиной недель». Вдруг получилось совпадение с моделями, и любовная атмосфера, и готовность к игре… Главная героиня фильма, которую сыграла Ким Бейсингер, оказалась очень похожа на мою героиню, а герой своей лукавой улыбкой и влюблённостью в девушку чем-то неуловимо напомнил Микки Рурка…
Красивые, влюблённые, касающиеся друг друга так, что, кажется, в воздухе сейчас вспыхнут искры. И свет стоял именно такой, как нужно. И предложенная игра нашла отклик. Посмотрите на результат, друзья, - вы тоже видите застывшие кадры из этого фильма, - как и я? Если вы его не видели- рекомендую. Фильм 1986 года, но он нисколько не устарел, как никогда не устаревают истории любви и настоящей страсти. Более того, фильм Эдриана Лайна за 37 лет не просто не стал хуже, он обрел новые грани, стал острее, точнее и страшнее. Но не буду спойлерить - посмотрите (или пересмотрите сами) и тогда другими глазами возможно взгляните и на нашу фотосессию…
Что такое искусство? Это материальный объект или творческий акт, главной (зачастую – единственной) целью которого является вызвать эмоциональный резонанс у зрителя. Не важно – приятие или отторжение, лишь бы не равнодушие. А отсюда неизбежно следует, что точками притяжения искусства, его самовыражения, являются концентраторы эмоций. Счастья, горя, гнева или восторга. Когда-то таковыми являлись древнегреческие трагедии, библейские сюжеты и деяния монархов. Но нет на земле ничего неизменного.
Одним из мощнейших таких концентраторов в современном российском медиапространстве стали публикации Дмитрия Анатольевича Медведева, - экс президента, экс председателя правительства, экс коммуниста, непримиримого борца с «властелином ада» и признанным воплощением Белой Тары. И не удивительно, что современные художники отозвались на это выставкой своих работ, центральным персонажем которых стал бодхисаттва Дмитрий Анатольевич. Конечно же, каждый из художников видит по-своему, поэтому на выставке был представлен широчайший спектр живописных направлений – от классицизма до лубка, от оп-арта до сюрреализма и даже карикатуры.
Испытываешь разнообразнейшие эмоции - от смеха до лёгкой оторопи…Все картины, уверена, займут достойное место в собраниях коллекционеров – как отражение эпохи, времени, биения жизни. Очень любопытная выставка.
Хочу поделиться своими впечатлениями с вами, дорогие друзья…
Недавно опубликован небольшой фильм «Вернём Бога домой». Приурочен он был к выставке современных художников в Перми. Группа художников
(Дмитрий Плоткин, Татьяна Кузьмина-Чугунова, Ривка Беларёва и другие), съёмочная кинематографическая группа, друзья и близкие люди - отправились ночью под Суздаль, в заброшенную церковь села Весь, чтобы там, на рассвете, снять фильм. У меня остались очень яркие воспоминания об этом событии и фотографии - я в свободные от съёмки моменты с большим трепетом снимала происходящее вокруг. Вы можете взглянуть на этот репортаж и почувствовать наше состояния. Было холодно, сыро, (это был конец марта 23 года), хотелось спать, но мы с вдохновением снимали дубль за дублем. С молитвой шли к церкви, потом, со свечами, стояли, молились и смотрели, как художник рисует картину. Сначала звучала молитва «Отче наш» на арамейском, потом на старославянском. И, хотя это были съёмки, чувства наши были подлинные, - мы все прониклись атмосферой этого необыкновенного места.
Художник Дмитрий Плоткин рисовал картину, и на наших глазах появлялись купола храма и кресты… и в какой- то миг лица наши озарились сиянием, наполнилась светом эта полуразрушенная церковь и возникло чувство, что молитва наша была услышана.
Знаете, я очень хочу, чтобы по-настоящему (не только в фильме), наполнились жизнью эта и другие заброшенные церкви. И чтобы в них вернулись люди и Бог.
Недавно мне посчастливилось побывать (и, конечно же, поснимать!) на вечере, проведённом для финалистов музыкального фестиваля «Дорога на Ялту». Основополагающая идея фестиваля - вокалисты из разных стран, на разных языках мира, исполняют самые известные песни о Великой Отечественной войне. Вечер проходил на Стрелке, в историческом помещении Императорского Яхт-клуба. Территория закрытая,- просто так не зайти, - и сам факт того, что я получила приглашение, наполнял меня радостью. А пригласил меня изумительный венецианский тенор Лука Миннелли, бывший одним из членов жюри фестиваля.
Я познакомилась с Лукой в марте на его концерте в «Вегас Сити Холле», и вот сейчас наше знакомство чудесным образом продолжилось.
Атмосфера вечера была чудесной. Столько тепла, взаимного приятия, дружбы…Десятки разных языков, – и при этом люди прекрасно понимали друг друга. Понимали сердцем, объединённые любовью к истории России, её музыкальной и песенной культуре и, конечно же, памятью о той войне. Среди гостей было множество медийных персон – певец Денис Майданов, диктор телевидения Татьяна Ремизова, журналист Эрнест Мацкявичюс…Всех и не перечислить. Это было чистое удовольствие, - общение, построение кадров, движение, свет, - всё, что я так люблю! Рада поделиться с вами увиденным, друзья.
А если кого-нибудь из вас заинтересует само выступление финалистов – ниже ссылка на трансляцию гала-концерта из Кремлёвского дворца.
В Центральном Доме Литераторов состоялась презентация поэтического сборника замечательного поэта Сергея Мартынова «Времена». Дизайнером этой книги стал знаменитый петербуржец Игорь Можейко (он сделал как дизайнер три десятка книг для «Эксмо» и издательства школы «Masters». В качестве арт-директора выпустил 250 номеров журнала «Собака.ru»)
В основу дизайна главной обложки Игорь положил портрет поэта, профиль которого выступает из темноты. Мы с Сергеем специально встретились в моей студии «На Бакунинской», и воплотили идею дизайнера - сделали именно такой кадр. Этот портрет я считаю своей творческой удачей и уже успела показать его на своей выставке «Характеры» в феврале.
Книга «Времена» получилась строгой, красивой и изящной. На презентации её «смели» в считанные минуты.
Чему мы были только рады!
Завершилась выставка мужского чёрно-белого портрета «Характеры», проходившая в московской библиотеке имени Лермонтова, в Сокольниках. Каждая выставка – огромная радость. Встречи с друзьями, выступления актёров, музыкантов, поэтов (многие из которых являются моими моделями), ощущение подъёма, реализованности и востребованности меня и моего дела, в которое я вкладываю душу.
Вот краткий рассказ искусствоведа Ларисы Копыловой о выставке в целом, и немного о моём творчестве:
На выставке представлены 42 мужских портрета. В наш век гендерных смешений фотограф Наталья Тоскина создала галерею образов с мощной мужской харизмой. Харизма, как известно, - это не только неотразимое обаяние и воля, заставляющие доверять ее обладателю и следовать за ним, но и целостная мудрость, сердцеведение. Среди моделей Натальи Тоскиной – музыканты и композиторы, актёры и врачи, инженеры и коллеги-фотографы…
В работах соединяется искусство рисования светом и глубокая эмпатия – любовь к людям, искренний интерес к ним, способность видеть человека, как видели его старые мастера живописи: не сиюминутное состояние, но образ человека, как он создан Богом. Это бережный взгляд, высвечивающий не всё, а лучшее и главное. Сочетанием этого эмпатического чувствования и виртуозных технических приемов, модель подается в разных ракурсах, проявляющих именно ее характер. Для кого-то важен фронтальный взгляд «ва-банк» на зрителя, а для кого-то – сосредоточенное размышление или лирический настрой, выраженные фигурой в полупрофиль. Иногда «говорят» глаза и улыбка, для других образов важнее наклон головы или подсвеченный рельеф лица, руки и даже очки и трубка.
Кроме появления через портреты глубинных свойств личности, для творчества Натальи характерно и умение – например, с помощью реквизита, - подобрать подходящую человеку роль. Перед нами являются апостол, царедворец, мудрец и воин, маэстро и юноша со взором горящим – в общем, мужественность, интеллект и творческое начало в самых разнообразных проявлениях. Эти образы опираются на нашу символическую память, рождают богатые ассоциации, в результате творчество фотографа воздействует на зрителя с особенной глубиной.
Видеосъёмка интервью со мною. Мой собеседник - Валерий Кин, кандидат исторических наук, владелец радио и приватного ТВ-канала, автор девятитомника “Тени Бога”, воплотившего многомерное исследование феномена бессмертия. Автор почти 100 сценариев и фильмов по ним, а также более 600 видеоинтервью. Так как Валерий глубоко увлечён темой бессмертия, темой эзотерических возможностей человека и знаний о них, то интервью получилось шире, чем тема фотографического творчества. Но тем и интересно, по-моему.
Состоялась презентация новой книги стихов замечательной поэтессы и моей подруги Татьяны Аксёновой. Пели песни на Танины стихи, общались, произнесли море теплых слов в адрес виновницы торжества. Таня читала свои стихи. И читала совершенно замечательно, - а это встречается далеко не всегда. Я вообще большая поклонница её творчества, и мне вдвойне приятно, что фотографии Татьяны (на лицевой и обратной стороне), а также весь макет обложки, сделаны мною, - во время студийных фотосессий и на одной из наших дружеских встреч. Я много снимала Таню. Она великолепно перевоплощается, придумывает образы и вдохновенно позирует. Воистину, талантливый человек талантлив во многих своих проявлениях!
Фотографировала в своей студии актёра и режиссёра Игоря Пеховича. Было очень интересно, сделали несколько разных образов. Когда уже отсматривала фотосессию на компьютере, удивило вот что: открываю один кадр, – полное ощущение, что передо мною молодой человек, полный сил, огня, открываю следующий образ и вижу глубокого старика, обдумывающего бытие на закате лет, подводящего итоги прожитого. Третий образ – зрелый мужчина в полном расцвете лет. Двигалась по сессии и не переставала изумляться – как же так?! Это не «Фотошоп», это не просто перестановка света, - я много снимаю людей актёрской профессии, - постоянно меняю световые схемы, но такие глубокие преображения вижу впервые. Да, человек меняется, но такой диапазон меня впечатлил…
Игорь – изумительный актёр, и я счастлива, что мне удалось увидеть и отразить его актёрский талант. Вот несколько образов – судите сами…
Мы с моим другом, фотографом Дмитрием Неждановым прошли со своими фотокамерами через сказочную «зелёную дверь». И оказались в пространстве большой ролевой игры «Ведьмак. Война и мир», - по произведениям польского фантаста Анджея Сапковского. Это было подлинное волшебство! Уровень подготовки, костюмов, антуража, погружения в роли – всё безупречно. Ощущение, что по-настоящему попали из нашей обыденной реальности туда, - в земли мечей и магии, где в чаще прячутся волколаки-оборотни, в тавернах звенят струны под руками бродячих менестрелей, возводятся на престол короли и камлают шаманы…
Фотосессия в удивительной берлинской квартире пианиста и композитора Сергея Дрезнина. Квартире, где слышно звучание музыки даже тогда, когда возле рояля никого нет. В квартире, где картины, написанные матерью Сергея, размыкают пространство, распахивая окна в иные миры, в прошлое, - в минувшее, но существующее поныне. И сам Сергей – создающий волшебство одним лишь касанием клавиш.
И вот, по прошествии нескольких лет, фотопортреты перенеслись на обложки музыкального диска Сергея, и зазвучали в совместном аккорде с нотами. Это - счастье.
По личному приглашению замечательного хормейстера Бориса Тараканова побывала на пасхальном концерте в Московском Римско-католическом кафедральном соборе. Сводный хор в сопровождении симфонического оркестра исполнил Пасхальную мессу и кантату «Признание в любви» польского композитора Анджея Марко. Кантата посвящена самому Борису Тараканову! Также прозвучали органные произведения, в полной мере продемонстрировавшие талант и мастерство Титулярной органистки собора Марины Омельченко. От концерта осталось яркое и глубокое впечатление, - красивое звучание, мощная акустика, прекрасные голоса и оркестровка. Всякий раз, когда я встречаюсь с творчеством Бориса, испытываю восхищение его дарованием, богатством и искромётностью идей, светлым обаянием его личности. Спасибо, Борис!
В центральном Доме Литераторов прошёл вечер памяти замечательного поэта Германа Гецевича. Были презентованы несколько книг, в которых были использованы сделанные мною фотопортреты Германа. В своём небольшом выступлении я попыталась рассказать о своих встречах с поэтом, о нашей совместной работе над портретами, о том, каким интересным и талантливым человеком он был.
Кроме того, мне очень хочется поделиться с вами рассказом Юрия Ряшенцева, - поэта, автора песен к фильмам «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Аргонавты», «Вперёд, гердемарины!» и многим-многим другим.
Мне посчастливилось побывать в музее архитектуры имени Щусева, где проходят одновременно две выставки. Первая – персональная выставка художника Валерия Кошлякова «Domus Maxima» (более 60-и работ и инсталляций), вторая – «Калязин. Фрески затопленного монастыря». И, кроме того, двойное удовольствие заключалось в том, что вместе со мною была моя близкая подруга, замечательный искусствовед и архитектурный критик Лара Копылова. Не смотря на кажущееся различие тем, выставки удивительно созвучны друг другу и нашему времени. Вот, что написала про эти экспозиции Лара:
«И там, и там - гибель Красоты и апокалипсис, но увиденные по-разному. У Валерия Кошлякова взгляд, скорее, античный: обломки церквей, великая архитектура под потоками краски (потоками слёз). А спасённые фрески, где Богородица с младенцем, Адам и Ева и всадники Апокалипсиса явлены воочию, - взгляд христианский. Красота не исчезает, потому что нетленна. Лишь уходит иногда».
Сделанные мною фотографии поэта Германа Гецевича как будто продолжают линию его творчества, переплетаясь с его стихами, с его пением. Вот такой видеоряд на стихотворение Германа «Довоенное танго» был создан творческой группой, состоящей из певицы Ларисы Косаревой, композитора Эмилии Перль, аранжировщика Татьяны Смольской, аккордеониста Алексея Соколова, саксофониста Михаила Блинкова.
Очень приятно и почётно было обнаружить себя среди замечательных профессиональных фотографов мира (3000 из 170 стран). Благодарю Тахира Салема, основателя платформы «Insearch», за его выбор. Каждый фотограф представлен пятью фотографиями. Особенно интересно взглянуть, какие мои работы понравились больше всего и были размещены на этом сайте.
Мария Остроухова украсила эту коллекцию бриллиантов, а также два портрета Екатерины Волковой, Татьяна Столярова с бокалом шампанского и Ульяна Тоскина под летним дождём.
It is a great honor for me to be among such interesting professional photographers from all over the world (more than 3000 from 170 countries).
Thanks to Mr. Tahir Saleem, the founder of the professional platform, for his choice!
I am proud to be a part of INSEARCH now…
Сложилось так, что с Екатериной Волковой я знакома уже много лет, фотографирую её, а также её дочь Леру, давно.
Катя – очень интересный человек, красивая женщина, талантливая актриса. Год за годом я восхищаюсь её перевоплощением перед камерой, её пластичностью в каждом ракурсе, в каждом жесте, удивляюсь разнообразию создаваемых ею образов.
А Лера? Она впервые предстала перед моим объективом ещё подростком, и я с интересом наблюдала её превращение из девочки в прекрасную юную леди.
Думаю, и вам будет интересно совершить это путешествие по времени, - через кадры разных фотосессий, и полюбоваться вместе со мною подлинной красотой Мамы и её дочери.
Наверное, для каждого из нас очень важно ощущать связь со своим домом, с поколениями людей, которые жили на этой земле до и будут жить после. Так возникает в душе Родина. У кого-то это рассказы об обитателях полых холмов, которые открывают тайные двери и танцуют лунными ночами, у кого-то летний Солнцеворот и венки из полевых цветов, плывущие по воде. А для кого-то, как для жителей этих швейцарских предгорий, - праздник урожая. Да, невзирая на идеальные дороги, чистые дома и современные автомобили они остались теми же сельскими жителями, слитыми воедино с чередованием времён года, с непогодой, с солнцем, ветром, виноградными лозами и зреющими в огороде сочными плодами. Для детей этот вечер – подлинное чудо. Возможность прикоснуться к сказке, почувствовать волшебное дыхание на границе света и тьмы. Дети серьёзны, погружены в себя, всматриваются в мерцание огоньков в их руках… Да, конечно, пройдёт несколько лет, и они узнают, что Санта-Клауса не существует, а плоды завязываются на ветвях не по мановению взмаха крыльев фей. Но пока…Пока мир для них полон чудес. И пусть подольше горят эти трепетные огоньки. А для взрослых так драгоценно побыть с детьми и через них снова заглянуть за грань обыденного мира.
Первого сентября 2021 года умер поэт Герман
Гецевич. Горькая утрата…
Мне посчастливилось быть близко знакомой с Германом. Он неоднократно бывал у меня в гостях, мы много говорили с ним о поэзии- Герман был прекрасным рассказчиком, бесконечным кладезем знаний о жизни поэтов, о местах в городе, связанных с их именами… Когда он приходил ко мне в фотостудию, мы беседовали, и, конечно же, я много снимала его - особенно интересными и живыми получались портреты, сделанные во время чтения Германом своих стихов… Теперь, когда Германа больше нет с нами, эти портреты дают возможность встретиться с ним взглядом, всмотреться, задуматься.
В память об ушедшем этой осенью поэте, было решено провести несколько вечеров, на которых также захотелось показать портреты Германа, сделанные мною в разное время.
Передвижная Выставка «Герман Гецевич. Лики без грима» прошла в библиотеке имени Лермонтова, в Сокольниках, в Библиотеке им Лавренёва, в Измайлово, а также в ЦДРИ.
Всем нам больно, что Германа больше нет в живых, что больше никогда не услышать его историй, не прочесть новых книг…
Но с нами остались его замечательные стихи, переводы, и остались фотографии, а значит поэт с нами.
В памяти. В сердце.
В Канаде, в студии KISMET, вышел двойной лазерный диск поэта и исполнителя Германа Гецевича. Для меня очень важно было сделать дизайн диска таким образом, чтобы он визуально соответствовал поэзии Германа, поэзии, которую я люблю…
Я решила соединить фотографии самого Германа, сделанные мною в студии портретной оптикой, с моими фотографиями ночного портового города, выполненными моноклем, - то есть создать сложный коллаж разных по стилю работ. С одной стороны, чётко сфокусированные изображения, а с другой- моноклевые хроматические аберрации, дающие мягкое размытие, некоторую романтическую дымку.
Такое сочетание показалось мне наиболее соответствующим поэзии Германа Гецевича - очень чёткой с точки зрения ритма и рифмы и, одновременно, образной , с флёром тайны и глубинных смыслов…