Световые потоки. Выставка моих работ в библиотеке на Шаболовке/Light streams

По итогам состоявшегося на Московском культурном форуме мастер-класса, я получила приглашение от руководства библиотеки на Шаболовке провести свою выставку в рамках предстоящей «Библионочи». Общая тема была «Отцы и дети», и меня озарила идея – пригласить для совместного проведения моего учителя по фотографическому искусству, - преподавателя Академии фотографии Дмитрия Ершова. Сразу скажу – по-моему, всё прошло замечательно. Не смотря на разницу в художественных подходах и общее различие в стилистике работ, все зрители отметили цельность восприятия получившейся экспозиции. На выставку пришло множество замечательных людей. Особо хотелось бы отметить выступление гитариста-виртуоза Дмитрия Малолетова. Дмитрий - один из немногих гитаристов России, владеющий необычной техникой игры на гитаре,- «двуручным независимым теппингом» (TouchStyle или Two-handed tapping). 

Выставка будет работать до конца мая, - в общей сложности полтора месяца. И все мероприятия библиотеки, на которые приглашаются интереснейшие люди, - проходят в помещениях, на стенах которых размещены наши с Дмитрием работы. Так приятно чувствовать благодарность людей, их неравнодушие, их тепло… Вот какой отзыв оставила Екатерина Косолапова, - моя подруга, кандидат философских наук, человек глубоко чувствующий и тонко воспринимающий:

СВЕТОВЫЕ ПОТОКИ НАТАЛЬИ ТОСКИНОЙ И ДМИТИЯ ЕРШОВА.

Удивительны эти жизненные превращения. Удивительны и непредсказуемы встречи. Кажется, нет ничего случайного, и, с другой стороны, по воле случая происходят настоящие чудеса.
Моя подруга, математик Наталья Тоскина всегда очень интересовалась людьми. Их творчеством, событиями жизни, настроением. Читала книги по психологии, посещала творческие мастерские. И вот на одном из жизненных поворотов она увлеклась взглядом на людей через острый глаз фотоаппарата. Ей удавалось почти сразу уловить характерные черты, важные моменты жизни и даже судьбы. Лица получались живые, «дышащие». Конфуций сказал: «Найди дело по душе - и ты не будешь работать ни дня». Наталья могла без устали фотографировать, а потом еще сутками просматривать полученный материал. И как раз в это время ее путь пересекся с удивительным мастером, преподавателем Академии фотографии Дмитрием Ершовым. Ершов - специалист в разных жанрах фотографии. Художник, умеющий показать мир объемно. На его фотографиях картинка в фокусе снята как будто с разных точек одновременно. Заснеженные сосны вдали, пушистые сугробы - ближе к зрителю - и ярко освещенная волшебным костром 12 месяцев поляна. Сейчас такая картинка называется 3D изображение. А тогда, раньше, это была одна из первых фотографий, снятых техникой световой кисти. На длинной выдержке фотограф высвечивает разные участки пейзажа. Благодаря этому фотография получается разноплановой, объемной. Эта техника, которая сразу увлекла Наталью. Как человек творческий, она применила световую кисть в портретной фотографии, чтобы усилить и раскрыть самое таинственное в человеке: глубину и вариативность характера.
Музыкант играет на виолончели (Портрет виолончелиста Борислава Струлева). Он стоит в вихре цветных звуков дождя. Красные, зеленые отблески играют на инструменте. Синие струи бьют в раскрытый над музыкантом зонт и закручиваются в вихри вокруг летящего смычка. Впечатление от портрета сильное: сам музыкант - человек яркий и эмоциональный. А световая кисть Натальи передала его характер в цвете. И это не фотомонтаж. Наталья на длинной выдержке подсвечивала разным цветом легкую блестящую ткань и инструмент – и получилась цветная ткань музыки. Портрет настолько соответствует характеру снятого на нем персонажа, что на одной из выставок Натальи Струлев носил довольно большое (50 на 70 сантиметров) полотно картины перед собой (именно картины, не скажешь, что это фотография) и радовался как ребенок.
Другой портрет и другая история. Восточная красавица сидит у чайного столика («Марокканское чаепитие»). Легкий дым курения фимиама окутывает ее. Удивительная одежда, миндалевидные глаза загадочной женщины создают ощущение поставленного на паузу фильма. Кажется, мы нажмем «плей» и услышим звуки восточной музыки, по комнате поплывет запах благовоний, и войдут другие персонажи марокканской сказки.
А вот портрет девочки на фоне небоскребов (работа «Прощание»). Задний план, - панорама большого города, - выхвачен разноцветными красными и зелеными вспышками, а в центре - лицо задумчивой и одновременно дерзкой городской красавицы. Пока героиня позировала, Наталья включала и выключала разноцветные лампочки, а снимающая в это время камера запечатлела эти вспышки как выхваченные островки жизни города. Работа кропотливая, но эффект ошеломляет. Кажется, что девочка «плывет» над крышами небоскребов.
Удивительно, что все эти фотографии сняты в студии.
В зале библиотеки №164 на Шаболовке (Шаболовка 36), выставлены и удивительные автопортреты Натальи. Лицо автора в море световых бликов. Изящная кисть руки касается склоненной головы. Вот это да! Как же сделан этот автопортрет, ведь фотограф в этой технике должен быть активен: вносить и выносить в поле съемки предметы или свет, усиливающий эффект. Оказывается, одну руку мастера мы видим в кадре, а другая активно «работает» то тонкой тканью, то фонариком. Из десятка отснятых кадров выбирается один – самый лучший. Это очень творческая работа, именно поэтому фотографии становятся картинами. Для одной из выставок Натальи в Берлине фотографии были напечатаны на холсте, в результате они стали неотличимы от картин. - Что можно сделать световой кистью? Да многое, - говорит и показывает Наталья.
Вот сидит стройная рыжеволосая красавица. В продолжении огненной гривы волос раскрываются за спиной два световых крыла. Как будто ангел распростер свои крылья.
- Что это, Наташа, как получилось?
- Тайна мастера, – лукаво смеется она. – Пригласила одного знакомого ангела попозировать. Нет, конечно, просто это блестящие предметы, - например бусы, внесенные в кадр. Если их плавно двигать, получаются серебристые размытые следы. Здесь это крылья, а вот тут. – Она подводит меня к другому портрету. Девушка-скрипачка самозабвенно играет, и прозрачные струи воды буквально льются из-под смычка («Музыка дождя») – тут фольга подсвечивалась. Свет тоже очень важен. Техника ведь называется «световая кисть», поэтому фотографу приходится за то небольшое время, пока человек позирует, подсвечивать его или вносимые в кадр предметы по-разному и в разной последовательности.
Выставка на Шаболовке действительно необычная. Наталья и ее учитель выступают в тандеме. С одной стены на нас смотрят удивительные цветные, артистично исполненные портреты, созданные Натальей. А с другой – работы Ершова, черно-белые, пронизанные космическим светом, - пейзажи, абстракции. Один – учитель, а другая – талантливая ученица. Выставка завораживает. Она – как передача эстафетной палочки между поколениями фотографов. От одного Мастера другому, от одного к другому…